Ни один игровой протагонист не готов засунуть руку в унитаз с большей готовностью, чем Джеймс Сандерленд. Почему он это делает? Это нужно спросить у него самого или у психиатра, в котором он так нуждается. И вряд ли он станет объяснять. Это не та история, в которой главный герой с трудом принимает существование ужасов или борется с сюрреализмом того, что ему нужно сделать, чтобы пройти через запертую дверь. В первые минуты Джеймс находит колодец со светящимся красным квадратом, плавающим внутри, смотрит в него (это спасает вашу игру), затем спокойно говорит о странных ощущениях и идет дальше. Среди человеческих трупов, которыми усеян город Сайлент Хилл, можно заметить трупы самого Джеймса: его голова разбита и окровавлена до неузнаваемости, но куртка и ботинки узнаваемы. Он не делает никаких замечаний по этому поводу. Возможно, это пустяк.
Когда я так говорю, это смешно. Но все это дополняет призрачный и линчевский психологический ужас Silent Hill 2. Персонажи едва осознают, что они существуют, не говоря уже о том, что они могут быть пленниками кошмара, вызывающего стыд, или проявлениями какой-то нечестивой травмы. Приглушенная реакция вашего протагониста на зверский озерный городок вполне соответствует тому, что мы позже узнаем о Джиме «Грязные руки» Сандерленде. Вам, как игроку, нужно не только беспрекословно принимать странные головоломки с комбинированием предметов, но и быть готовым смириться с отсутствием натурализма в диалогах и поведении каждого. Многое из происходящего не будет иметь смысла на человеческом уровне, включая мотивацию людей. Взамен вы получаете то, что может быть мастер-классом символизма или мешаниной нездоровых мотивов — иногда трудно сказать.
Как шутер-страшилка от третьего лица, он не особенно страдает от этой загадки. Подстава — самое банальное, что в ней есть. Мужчина отправляется в городок Сайлент Хилл по зову письма от жены. Дело в том, что… его жена мертва уже три года… [mysterious piano notes]. То, что следует за этим, ничуть не отличается от заученного повествования: тревожная экскурсия по тревожной местности, знакомой Джеймсу и (вероятно) вам. Чтобы узнать, как Silent Hill 2 и Silent Hill 2 накладываются друг на друга, словно два искаженных воспоминания, записанные на одной VHS-кассете, прочтите статью Эдвина о том, кто кого переделывает.
С другой стороны, это рецензия, поэтому я буду говорить о графике! Бои! Головоломки! Переделка любимой игры в жанре хоррор не вызывает у меня зависти, особенно такой розовощекой, как эта. Поэтому и рецензия на нее вызывает схожее (хотя и гораздо менее сильное) чувство давления. Я постараюсь не использовать слово «висцеральный», даже когда говорю о блестящих, анатомически точных кишках.
Очевидно, что над созданием мира с ярко выраженным десатурированным ощущением реальности трудились горы людей, вплоть до того, как деформируется плоть на дрожащей руке Джеймса, когда он ее массирует, или как ткань носового платка ложится естественными складками, когда вы ее рассматриваете. Когда вы смотрите на записку, нацарапанную на листе бумаги, вы можете перевернуть его и все равно сможете разобрать надпись с другой стороны тонкого листа. Звуковое оформление также представляет собой тревожный звуковой ландшафт из хлюпающей грязи, отдаленного бульканья, скрипа ворот и слабого звука таксофонов, висящих на крючке. Время от времени вы слышите слабый вздох какой-то невидимой женщины, попавшей в беду, как будто совсем рядом с вами — маленький, но важный штрих, который я оценил.
Ржавые капоты автомобилей, падающие листья, сверкающие отражения в мокром асфальте — все это подчеркивает преданность реализму, который кого-то впечатлит, а кому-то покажется скучноватым. Я не хочу ввязываться в спор о достоинствах реализма ради реализма и реализма как художественного направления. Не знаю, почему разработчики Bloober Team так старались, но достаточно сказать: большие лужи выглядят круто. (Если вы смертельно не любите такие вещи, Джеймс поможет вам с настройками производительности).
Между тем, вечно присутствующий в городе туман (визуальный эффект, имеющий болезненное значение для многих фанатов Silent Hill) воссоздан с особым вниманием, хотя он часто клубится, как дым, а не существует как простая дымка, из-за чего он кажется немного перегруженным на фоне всех других тонко проработанных деталей. Я хотел пошутить: «Если вы думаете, что ремейк Silent Hill 2 — это воссоздание погоды, то вы не поняли, о чем речь». Но если подумать, то туман это суть. По крайней мере, частично, в том смысле, что она так же неотделима от Silent Hill 2, как и все проблемные персонажи городка или вызывающее опасения исследование, зависящее от карты.
А что же с исследованием? В основном оно остается старомодным делом — проверять двери, находить предметы в одном месте и приносить их в другое. Вы будете собирать монеты, сломанные пластинки, клапаны, фарфоровые фигурки и десятки витиеватых ключей. Вы будете собирать их, даже не понимая, зачем вы это делаете, рассовывая по карманам, казалось бы, случайные предметы, как клептоман, выпущенный на свободу в торговом центре в полночь. Вы будете просовывать руку в темные дыры в стене, пахнущие гнилью, не задумываясь, почему. Все это, конечно, придает игре характерное ощущение игры для PlayStation 2 примерно 2001 года и вписывается в сюрреализм произведения в целом. Но невозможно было не рассмеяться, когда меня в пятый раз попросили прыгнуть в большую дыру в земле или сунуть голую руку в ванну с пузырящейся кислотой «просто чтобы посмотреть».
Многие из предметов, которые вы отщипываете, в итоге превращаются в центральные головоломки — музыкальные шкатулки, хитроумные картины и украшенные зодиаками шкафы, расположенные в каком-то центральном пространстве, которые нужно перебирать и переигрывать, чтобы открыть самый ключевой из ключевых предметов. Эти головоломки могут быть как удачными, так и неудачными. Одна из поздних головоломок, включающая в себя несколько поэтически мрачных загадок, казалась просто рычагом проб и ошибок, несмотря на тематически сильную завязку (вы выбираете, какого «преступника» повесить на виселице). Эта загадка, как и другие, будет меняться в зависимости от каждого прохождения игры. Так что, возможно, мне просто попалась особенно неудачная комбинация загадок, которая сделала цель неясной. Мне показалось, что она сломана.
Однако многие другие головоломки являются сильными испытаниями на логику, интуицию и понимание. В таких головоломках очень полезно сделать паузу и немного подумать. Вот один небольшой пример: вы оказываетесь заперты в крошечной комнате, полной возрождающихся насекомых. Чтобы выбраться, нужно ввести код из трех цифр на двери. Кажется, здесь нет никаких подсказок. Пока вы не поймете, что на клавиатуре есть узор из крови. Отлично! Попробуй все эти чертовы кнопки, сказал мой мозг. Дизайнеры игр любят рисовать ответ за вас, верно?
Нет, эти комбинации не сработали. Я нахмурился. Затем, возможно, вспомнив ту фотографию бомбардировщика времен Второй мировой войны со всеми пулевыми отверстиями, я попробовал комбинировать кнопки без крови. Динь-динь, дверь открылась. Это именно тот уровень головоломок, который мне нравится. Очевидные задним числом, но заставляющие почувствовать себя умным в тот момент.
А потом вы получаете удар по голове от монстра, прячущегося за углом. Несмотря на недавние заявления Bloober Team о том, что для них важнее атмосфера, чем пугающие прыжки, игра абсолютно полна шкафов с монстрами, засад, пронзительных звуковых эффектов и неожиданных сюрпризов. Боевые действия в основном представляют собой прямолинейный шутер от третьего лица, который был с нами со времен Dead Space, с некоторыми дико магнетическими приемами рукопашного боя. Вражеские трупы остаются на месте и могут встать снова, как в большом слонообразном ремейке Resident Evil 2. Но стоит знать, что Пирамидоголовый (антагонист в форме мясника, который преследует Джеймса на протяжении всего его адского отпуска) не получил полноценного мистера Икса в виде существа, которое ходит за вами по пятам, пока вы исследуете окрестности. Подход Silent Hill 2 к боям с боссами и встрече с врагами заключается в том, чтобы играть абсолютно безопасно.
Это решение распространяется на все аспекты игры. Это великолепно выглядящая, тонально верная репродукция, если сушить ее как акт адаптации. Чтобы поддержать интерес, игра иногда обращается к своему собственному месту в истории видеоигр — небольшие сцены из старой игры разбросаны вокруг как четко обозначенные пасхальные яйца, и экран покачивается и щебечет, узнавая их, даже если вы сами их не помните, игра мягко ткнет вас локтем, как бы говоря: «Помни эту стену с царапинами!». Вы можете. Я — нет.
Кроме того, в последующих частях игры Джеймс начинает сильно затягиваться, и ему приходится бродить по измученному лабиринту, пробираясь по абстрактному коридору за абстрактным коридором, прыгая в пропасть за пропастью собственной убогой психологии с беспрекословным антирешением, которого не требовали 8-10 часов оригинальной игры. Засовывает руку во все антисанитарные полости, которые только может найти. Джеймс «любит дырки» Сандерленд. Джеймс «по локоть в глубине» Сандерленд.
И снова я не могу удержаться от сравнения «Веселого похода» Джеймса с «Похвальным жаворонком» Леона. Если Resi 2 часто кажется игривым переосмыслением исходного материала, то Silent Hill 2 — той же самой игрой 2001 года, превращенной в отличный хоррор от третьего лица. Забивающие окна доски и топающие преследователи мистера Икса сделали Resi 2 механически интересной, чего не скажешь о разбивании окон и перемещении ящиков Джеймсом. Если Bloober и играет в какие-то дерзкие игры с памятью в духе первого «лизуна» из полицейского участка Раккун-Сити (в ремейке он находится на другом этаже, чем вы помните), то я этого не заметил. Но, возможно, у меня просто не такие теплые воспоминания о поиске жены от Konami, как о гораздо более коротком коридорном вальсе от Capcom.
Подумайте также о значительно измененном сюжете продолжающегося ремейка Final Fantasy VII. Переработанный Xen из Black Mesa. Доскональную маджиманизацию Yakuza Kiwami 1 и 2. На их фоне Silent Hill 2 кажется неамбициозной во всех аспектах, кроме, безусловно, отличного технического исполнения. Как я уже сказал, я не завидую работе Bloober Team. Они не собираются угодить всем — некоторые сочтут, что игра не соответствует их воспоминаниям и ожиданиям. Другие, как я, сочтут ее консервативной и не желающей рисковать, механически или как-то иначе. На днях я узнал теорию об адаптациях — каждая адаптация известного произведения может быть оценена как по верности, так и по «пикантности сюрприза». Silent Hill 2 от Bloober одновременно восторженно верна и мягка, как вода в бутылке.
Вкус хоррор-игры «Эвиан» — это ваше личное дело. Мне нравится, когда ремейк приедается. Я хочу, чтобы Тифа умерла в Final Fantasy VII, просто чтобы посмотреть, как это будет происходить. В неизбежном ремейке Dino Crisis я хочу играть за велоцираптора. Поэтому меня не покидает смутное чувство упущенной возможности, словно я видел этот Silent Hill 2 уже более 20 лет. Приправленные головоломки и приправленные лужи добавляют лишь немного. При вдвое большей продолжительности, чем в оригинале, страхи и жуть также начали ослабевать задолго до того, как история была завершена. Если вы знаете, что вас ждет в финале, тайна горя Джеймса не сможет продержаться и нескольких часов.
Для меня влияние Silent Hill 2 растворилось в истории, как причудливое дергающееся чудовище, исчезающее в тумане. Даже в 2001 году я не был потрясен нагромождением психологического символизма, который друзья сочли достаточно увлекательным, чтобы почитать его. Это не значит, что я предпочел бы, чтобы Bloober избавил меня от мистификации разрозненных диалогов и ненадежно меняющегося мира. Само собой разумеется, что чем больше вы любите погружаться в пучину литературной парейдолии, тем больше вам понравится этот особый вид ужасов, вдохновленных «Синим бархатом». Но вы, вероятно, знали об этом еще в 2001 году, когда оригинальная игра впервые познакомила вас с самым хуевым куском внутренней семейной системы — разрушенной психикой Джимми Сандерленда, он же худший Орфей.
И поэтому мне иногда было трудно получить от нее такое же удовольствие, как от письменной художественной литературы с таким же стилем повествования. Чем дольше я проводил в личном аду Джеймса, тем больше я мог принять ее как видеоигровой эквивалент «Ланарка» Алисдэра Грея, но у меня также не хватает терпения анализировать каждую деталь в 16-20-часовой истории, как это делают некоторые. И в итоге я не могу не чувствовать себя ошеломленным тем, насколько сильно священная история сковала этот ремейк.
В опциях, помимо множества хороших функций доступности, вы можете найти опции изменения цвета изображения, которые позволяют вам пройти всю игру через фильтр «90-х», фильтр «ЭЛТ» или фильтр «пикселей». Переделывая Silent Hill 2, Bloober и Konami пропустили всю свою классическую игру ужасов через подобный фильтр 2020-х годов. Она выглядит иначе, но это та же самая игра.