Долгие годы опасная и харизматичная игра ускользала от внимания многих дизайнеров. Кто-то говорит, что ее не существует, что ни один издатель не возьмется за ее создание. Я говорю о ролевой игре для одного городского квартала, о которой часто упоминал Уоррен Спектор. Конечно, мы уже видели несколько обычных подозреваемых — Deus Ex Mankind Divided, Disco Elysium, даже Else: Heart.Break — все они мелькают в линейке, но ничего так и не прижилось. Теперь из мрака инди-разработок появился еще один преступник, готовый сделать свой фоторобот. Shadows Of Doubt — детективный симулятор с открытым миром, который очень близок к тому, чтобы стать нашим парнем. Его одежда, рост, походка и отпечатки пальцев соответствуют описанию того, кого часто описывает Спектор. И все же, если вы наклоните голову, что-то будет немного не так. Игра не ограничивается одним блоком. Это не ролевая игра. именно. А в его симуляции полно багов, косяков и непреднамеренной комедии. Но после всего этого, в отсутствие дымящегося пистолета, не стоит ли нам просто посадить этого парня в тюрьму и считать дело закрытым? Я говорю «да», давайте. Офицеры! Арестуйте эту игру, она великолепна.
Shadows Of Doubt — это не только симуляция полностью работающего, спящего и убивающего города, но и симуляция бумажной работы, необходимой для раскрытия этих убийств. Он генерирует целый город и отправляет его бесчисленных жителей по своим повседневным делам: на работу, домой, в бар, закусочную, к местному торговцу оружием в грязном подвале. Ну, знаете, обычные дела. В результате игра получилась сложной, амбициозной, иногда ломаной, часто смешной и ограниченной своими собственными высокими целями. Я очень влюблен в нее.
В видеоигровом плане это выглядит как прогулка от первого лица, в которой вы подбираете множество предметов, гадая, являются ли они уликами или нет, и проверяете множество поверхностей с помощью сканера отпечатков пальцев. Большую часть времени вы проводите, глядя на пробковую доску (экран, который вы можете вызвать в любой момент), куда можно прикрепить информацию, подобно изумленному коллекционеру бабочек. Фотография жертвы, номер телефона, с которого звонили в ту роковую ночь, письмо, которое ему прислала страховая компания, снимок гильзы от пули, найденной рядом с его трупом. Бедняга не ожидал такого поворота событий.
Эта доска — первый признак того, что игра втайне посвящена тому, что я назову «веселой рутиной». Здесь много негламурного тасования бумаг. Вам регулярно приходится листать записи о сотрудниках в офисе (часто при свете фонарика после взлома и проникновения). Вы будете рыться в бумажных контрактах и компьютерных файлах, проверяя отдельные записи в поисках информации о размере обуви, типе фигуры или дате рождения каждого человека.
Даже чтобы «раскрыть» убийство, вам придется заполнить форму в мэрии. Вас попросят указать имя убийцы, его полный адрес, достоверное орудие убийства и доказательства того, что он присутствовал на месте преступления. Это информация, вокруг которой вращается ваше расследование, основные составляющие раскрытого дела. Эта игра напоминает мне настольные игры больше, чем видеоигры: в ней есть и задачи из Cluedo, и сбор информации по частям из Sherlock Holmes Consulting Detective.
Итак, игра в кровь и бумагу. Звучит вполне упорядоченно, как и подобает загадкам об убийствах. Возможно, для некоторых детективов так оно и есть. По моему опыту, как детектива «Дика Макклампа», это часто превращается в замечательный фарс братьев Коэнов.
В первом случае я посетил роскошную высотку, где меня пометили как «нарушителя» только за то, что я капнул дождевиком на мраморный коридор (если вас поймают, то могут оштрафовать). Я спешил собрать компромат на человека, которого подозревал в покупке оружия на черном рынке. В спешке я проник не в ту квартиру. Подозреваемый был в соседней. «Ничего страшного», — подумал я, осознав свою ошибку. В этом шкафу есть вентиляционная шахта». Возьму на вооружение обычную тактику иммерсивного симулятора и проползу в соседнюю квартиру по вентиляционным трубам! Ха!»
Глупые Макклампы. Видите ли, Shadows Of Doubt — это не просто заранее спроектированный путь из множества туннелей между значимыми локациями. Это полностью смоделированный город. Все места могут быть значимыми. Следовательно, во всем здании есть вентиляционная сеть. Знаете ли вы, как трудно ориентироваться внутри множества одинаковых металлических труб? Кроме того, вентиляционные шахты на 17-м этаже небоскреба — это замерзание, то есть негативный статусный эффект, который мешает передвижению. Я так заблудился, что попал в дом другого невинного человека. Они обнаружили, что я стою на их кухне и дрожу, и, как таракана, загнали меня обратно в вентиляцию. Когда я нашел дорогу обратно в вестибюль здания, то решил списать всю эту затею и пойти погреться у костра на улице.
По опыту, вся эта последовательность — результат переплетения систем игры и приверженности симуляции — была более интересной, забавной и уникальной, чем многие эксплоратоны от первого лица, в которые я играл за последние годы. И все, что я сделал, — это выбрал неправильный замок и заблудился в вентиляции. С точки зрения «эмерджентного геймплея» Shadows Of Doubt — невероятная игрушка. Она также вписывается в тихую тенденцию «игр, основанных на знаниях», которые поощряют активное обучение как средство продвижения вперед, в отличие от «эй, теперь ты можешь прыгать дважды!». (хотя биомеханические навыки можно разблокировать).
Моя ролевая игра в незадачливого следователя МакКлампса продолжалась. Я обнаружил, что иду по необычному следу из пакетов с молоком, испытывая глубокую паранойю по поводу того, что кто-то должен выпить столько проклятого молока (это оказалось пустяком — люди просто любят молочные продукты). Я выследил одну убийцу и пробрался в ее дом, забравшись под кровать в поисках орудия убийства. Внезапно в спальню вошел напарник убийцы, забрался в кровать и начал храпеть. В любой момент вы можете посмотреть на часы, чтобы увидеть, как идет внутриигровое время. Я застрял там на целый час.
Этот случай закончился дракой — рудиментарная механика ударов, которая была абсурдной и очень забавной, но определенно не подходит для игры. Управление инвентарем и использование предметов — это тоже несерьезное, затягивающее игру дело, связанное с заменой таблеток и множеством нажатий на «бросить/положить» с неточными результатами. Меня эти недостатки не сильно беспокоили, но я знаю, что некоторых они приведут в бешенство. Я лишь оценил, как ограниченное пространство инвентаря заставляет меня делать глупый выбор. В какой-то момент я выбросил конфискованный револьвер в реку, только чтобы в карманах осталось место для газеты (с ее помощью можно скрыть лицо, и в ней иногда содержится информация о делах об убийствах, которыми вы занимаетесь).
Сразу предупреждаем: это полностью смоделированная игрушка-загадка убийства, но немного странная. Между ее многочисленными системами, пересекающимися друг с другом, как красные нитки на пробковой доске, лежит множество странных, глючных узлов. Во время скрытного передвижения люди могут потерять вас из виду или заметить без видимых причин. Обследуя квартиры, я видел, как люди регулярно выходили из своих домов и тут же снова входили, как будто у них была одна и та же привычка что-то забывать. Люди на улицах могут быть случайно чувствительны к вашему присутствию, часто обвиняя вас в том, что вы следите за ними, когда на самом деле вам нет до этого никакого дела. В отличие от них, офисных работников ни на йоту не волнует, что вы занимаете одно с ними место, чтобы воспользоваться компьютером, пока они уже за ним сидят. Я сидел на коленях у секретаря компании, распечатывая одну за другой карточки сотрудников. Он ничего не сказал, и я подозреваю, что ему это понравилось.
Некоторые справедливо сочтут такой джанк недостатком симулятора. Любой, кто жалуется, что 1.0 все еще чувствует себя немного «ранним доступом», вполне оправдан. Но, улыбаясь или смеясь над многими странностями, я чувствую, что многие недостатки также являются частью амбициозной многослойной текстуры игры, ценой, которую приходится платить за глубоко сложную и по-настоящему эмерджентную игру. Вы столкнетесь с ограничениями игрового мира, безусловно. Письма будут повторяться, вы увидите, как появляются шаблоны и типы убийств, как будто наконец-то заметили текстуру, уходящую вдаль. Но если игра настолько богата анекдотами, как эта, я могу простить повторы, увидеть ее швы.
В качестве заключительного примера возьмем общение с NPC. Это классический случай, когда диалог более или менее идентичен для каждого человека в этом мире. Вам предлагается одно и то же меню вопросов, которые вы можете задать каждому человеку, и обычно вы получаете одно и то же разнообразие бутылочных, ничего не говорящих ответов. Это наводит на размышления. Диалоги в Mount and Blade были подобным образом систематизированы — неясный человеческий набор предложений и проблем, которые повторялись во всех культурах и персонажах.
Точно так же, как я кликал по однотипным меню в поисках браков и наемников, я в конце концов принял идентичные свидетельства этих киберпанковских граждан. Однако то, что я с радостью принимаю как систематическую (и забавную) перфокарту болтовни, может разрушить атмосферу пополам для других игроков, жаждущих большего чувства человечности. Монолитный голос горожан может стать отчуждающей силой, напоминанием о том, что это машина, симулятор, а не живое место. Иными словами, это, вероятно, не та игра в стиле «один городской квартал», которую так стремится задержать Уоррен Спектор.
И все же, при всей ее часовой детализации, я не перестаю восхищаться ею. Погружение в ее мир, баги и все остальное, принесло удовлетворение от закрытых дел и комедию убийств, которые поставили меня в тупик. Мне потребовалось 9 часов, чтобы найти убийцу в обучающей миссии. В течение нескольких игровых дней все, на что я мог ориентироваться, это инициалы — А. Затем еще несколько часов — только имя. После бесконечных пустых зацепок, глупых промахов и одной пули в спину от охранника, который застал меня подглядывающим в ее офисе, я наконец нашел фамилию и адрес своего подозреваемого. Я выдохнул на экран рьяное «попался!» и понял, что в «Тенях сомнений» есть что-то особенное. Возможно, это не соответствует отпечаткам Грааля в одном городском квартале. Но я думаю, что захватывающий детективный симулятор нашел своего первого настоящего убийцу.