Как и подобает «очень обычной игре про садоводство», которой с подмигиванием называет себя загадочная коробка Grunn, первым инструментом, который я получил, были ножницы. Второй инструмент, который я получил, — это труба. На самом деле она не работает как труба и делает то, что не может или не должна делать обычная труба. Затем я взял шпатель. Вот что я думаю о шпателе: это довольно хороший шпатель. Ничего особенного. Но в последнее время я постоянно откапываю… предметы. Предметы самые необычные. У меня есть выходные, чтобы разобраться с этим садом, и уютный маленький сарайчик для ночлега, так что я действительно должен заняться этим. Но я снова должен повторить: Я продолжаю копать… предметы.
Я иду убирать мусор из ванной комнаты. Я взаимодействую с зеркалом, и игра говорит: «Вы ничего не видите в зеркале». Я делаю заметку, в которой написано: «Я ничего не вижу в зеркале». Я снова проверяю игру, и нет, я по-прежнему ничего не вижу в зеркале. Конечно, все в порядке. Скорее всего, просто зеркало дерьмовое. Они должны его заменить. Что толку от зеркала, в котором ничего не видно?
Игриво нервируя и радостно дезориентируя, «Грюнн» — это эквивалент того, что вы прекрасно дремлете в кресле-качалке, изготовленном вручную мудрым и лукавым столяром, а затем вас будит трепещущая аномалия в пространстве между стенами. Он проходит в течение двух дней, и вам придется потратить свое время с умом, если вы хотите стать лучшим садовником, каким только можете быть, и при этом выбраться живым.
Первое ощущение, что в Грюнне что-то не так, — слишком вовремя упавшая доска с моста, через который вы переходите, чтобы попасть в сад. Ничего страшного, подумал я. Я все равно пришел оттуда, и мне нужно немного поработать в саду. Мы перейдем это мост, когда мы к нему придем, подумал я, а затем поздравил себя с остроумием. Я нашел сарай, где мне предстояло ночевать следующие несколько ночей, взял ножницы, а затем нашел список от хозяина.
Скосить траву. Подстричь живую изгородь. Поливать растения. Собирать мусор. Избавляйтесь от кротовых холмиков. Все достаточно просто. Если зажать клавишу Shift, то можно двигаться очень быстро, а если зажать кнопку мыши, то можно работать ножницами как сумасшедший, так что я провела много по-настоящему радостного времени, проносясь по саду с огромной скоростью, как бунго по заросшей траве. Я все еще глубоко влюблен в звук, который издают ножницы. Это что-то вроде неоправданно звучных безопасных ножниц. А еще я в восторге от того, насколько идеальна стандартная чувствительность мыши в Grunn. У травы не было ни единого шанса.
Перед тем как пересечь мост, вы находите первую полароидную фотографию, показывающую, где находится ключ от ворот, и это, по сути, ваше руководство к действию. Загадки в Grunn на самом деле не связаны с дедукцией или разгадыванием в традиционном смысле, хотя некоторые из них почти похожи на классические головоломки приключенческих игр. Это не столько замок и ключ, сколько отрывание слоев оберточной бумаги от массивной неевклидовой посылки. Вот только некоторые слои ведут вас в сторону от центра, некоторые — обратно, а в некоторых есть отрубленные руки.
Игры, с которыми я мысленно сравнивал эту игру, как ни странно, были Deathloop и Outer Wilds. Здесь нет явной временной петли, но вы сохраняете полароиды между прохождениями игры. Что еще более важно, вы сохраняете свои знания о том, как все странные места, которые вы будете исследовать, сочетаются друг с другом, и когда нужно получить определенные предметы, чтобы не умереть ужасно. И это еще одна вещь: Грюнн становится все больше и больше.. Игровой мир меняется день ото дня, а иногда и час от часу. Вы начнете составлять мысленный список мест, которые нужно посетить в первую очередь, в определенное время и в определенные дни. На протяжении всей игры в ней сохраняется изящное перетягивание каната между жутью и причудами.
В саду есть гном, и позже могут появиться еще гномы. У меня есть мимолетный интерес к странной специфике точного фольклорного канона, который время и обстоятельства превратили в легкодоступное украшение, которое можно купить в любом B&Q. Гномы. Феи. Гаргульи. Грибы. Грюнн черпает вдохновение из того, что мы можем назвать садовыми преданиями; расширенная вселенная «Живая изгородь». Он играет на успокаивающей странности, связанной с промежуточной ролью сада как домашнего продолжения и дикой природы в миниатюре.
Мой дедушка был невероятно практичным человеком. Читал только нехудожественную литературу. Держал карандаш за ухом. Но когда он смотрел на свой сад, его лицо приобретало далекое, мечтательное выражение. Грюнн — это праздник, в некотором роде, того же, что, как мне кажется, Толкиен изобразил в Шире: даже самые упорядоченные сады ощущаются как ворота в нечто далекое и волшебное. Пространства между мирами, и то, как мы их украшаем, свидетельствует об этом.
Но Grunn также очень мрачная, глупая и игривая не только в том, что она вам показывает, но и в том, как она портит впечатления игрока. Вы, очевидно, очень хорошо умеете убирать мусор, и вот как вы в итоге убираете целую улицу и заправочную станцию. Вы чувствуете себя обязанным оставить этот маленький городок более опрятным, и вам кажется, что Грюнн немного посмеивается над вами за то, что вы выбрасываете смятые сигаретные пачки в урну, когда вы должны работать над тем, чтобы не быть напуганным до смерти. Есть и такая сквозная линия — ощущение невероятной изоляции от всех персонажей, которых вы встречаете, потому что они говорят на непонятном вам языке, но в то же время это создает некую милую атмосферу игрушечного городка. Очень уютное, европейское чистилище.
Подходит ли вам Грюнн? Вам нравится ощущение, когда то, на что раньше у вас уходило много времени, вы делаете снова, но очень быстро? Вам нравятся странные и восхитительные открытия? Нравится ли вам громко произносить «ах!», когда тайна становится ясной? Нравится ли вам умирать разными способами, открывать новые концовки и знать, что в следующий раз нужно действовать немного по-другому? Нравится ли вам знать, сколько монет вы собрали? На самом деле Грюнн не говорит вам об этом, пока вы не поднимете еще одну монетку. Это раздражает, Грюнн. Пожалуйста, разберись с этим. В остальном: Грюндерские штучки. Записки гнома. Покопайтесь.
Этот обзор основан на обзорной сборке, предоставленной разработчиком.