Спойлеры по всему тексту. TLDR: весело, щедро, красивая анимация и кинематограф. На моем ПК работает в основном хорошо. Я бы не отдал ей награду за лучшее повествование, если бы она была против Gran Turismo 7.
Говоря о холодном обрамлении зверств «Заводного апельсина», кинокритик Полин Каэль спросила: «Есть ли что-то более печальное — и в конечном счете более отталкивающее — чем чистоплотный порнограф?». Пышно срежиссированная и анимированная вселенная God Of War Ragnarok отнюдь не отталкивает, но она также кажется духовно выжатой; это мир насилия, настолько чистый и целомудренный, что трудно поверить, что шрамы, которые преследуют его исправившегося антигероя, могли быть нанесены именно там.
Частично диснеевский фильм, в котором часто говорят «fuck», частично одетый в поясницу gorefest, который обрывается перед самыми страшными моментами, и частично комиксовое извращение «Прозаической Эдды» в спандексной одежде, Ragnarok — это продолжение God Of War (2018). Эта игра, несмотря на то, что ей удалось вырваться из колеи серии, все же находила свои самые волнующие моменты в прямом столкновении с тяжелым прошлым, от которого Ragnarok эмоционально уклоняется. Фокус 2018 года здесь заменен блуждающим сюжетом, страдающим от заскоков, но его масштаб шире, бои глубже, декорации более проработаны, а достопримечательности более впечатляющие. Все это создает щедрый, великолепный приключенческий экшен, который зачастую сложно воспринимать всерьез, но очень легко втянуться.
Кратко: Наступила Фимбулвинтер, предвещающая катастрофу. Сын Атреус увлекается металлоискательством и ищет свою судьбу. Отец Кратос боится, что Атреус порежется о ржавый кусок жести, но в итоге потакает ему, и они идут заниматься пророческим дерьмом. По пути разбивается множество сундуков и чудовищных лиц, манящие кровавые долги, оставленные в финале 2018 года, отменяются, чтобы группа могла собраться вместе, и пишутся различные пророческие долговые расписки, которые рассыпаются в ловушку позднего сезона Game Of Thrones: дразнящие капризы, которые кажутся весомыми только потому, что обещают привести к эффектной развязке, которая едва ли материализуется.
Помните, как Кратос убил свою жену и ребенка и утопил половину Греции? А то у меня часто возникает ощущение, что Sony хочет, чтобы вы об этом забыли. Поймайте призрака Спарты при правильном освещении (на моем ПК это вполне счастливые 40 fps на высоких настройках), и вы уловите тяжесть веков, нависшую над веками, почти уродливую бледность его древней кожи. К сожалению, это редкое зрелище: его стандартный режим в Ragnarok — мягко говоря, раздраженное отцовство. «В один из моментов он сетует на голую грудь в своей вечной волосатой рубашке, после того как немного пошумел по поводу пресловутого термостата. Рагнарок» — большой любитель того, чтобы персонажи одной рукой держали плакаты «Ставки высоки!», а другой прокладывали самые запутанные маршруты между двумя точками, какие вы только видели на мини-автострадах.
В одном из ранних флэшбеков его вторая жена называет его «ворчуном». Надеюсь, вам нравятся шутки про унылость Кратоса, потому что они являются абсолютным фаворитом Ragnarok. Вторым любимым видом шуток являются ухмылки Уидона. Эй, это же комедийная белка! В какой-то момент персонаж, которого вы знаете пять минут, жертвует собой во время быстро разрешившейся экшен-сцены, а задушевная музыка Беара МакКрири пытается сказать вам, что это самое трагичное, что вы видели за всю свою жизнь. Позже вы находите того же персонажа живым в сайдквесте, а когда его спрашивают, как он выжил, он отвечает: «Я прокатился!».
Кратос убил свою жену и ребенка. В четырех основных играх и нескольких спин-оффах он был самым психически больным человеком на PlayStation, и одна игра с этим справилась, так что в Ragnarok состав остроумных весельчаков, которые сидят и едят сосиски в доме гнома-комика и решают, как спасти мир, иногда трудно отнести к той же серии. Это не ужасно! Просто это не то направление, которого я ожидал или выбрал бы. Теперь он в «Астроботе», не так ли? Мне это нравится. Мне нравится идея, что я буду решать милые головоломки в Астроботе, а потом увижу Кратоса и скажу: «Эй, я знаю этого парня! Он убил свою жену! И своего ребенка!
Ну что ж. По крайней мере, эти руки-убийцы еще никогда не были так приятны для кукловодства. Бои в Ragnarok не достигают глубины и зрелищности игр Platinum или Devil May Cry, но, учитывая другие приоритеты игры, они впечатляют своей глубиной и проработанностью. Отцовские колени Кратоса не позволяют прыгать, но разнообразный дизайн арены обеспечивает мобильность, позволяя совершать захваты и прыжки с уступов, разбиваемых топорами. Ни один момент не проходит бесследно: вы всегда можете сердито регулировать нагрев, покрывать топор глазурью или вращать лезвия для получения элементальных эффектов, даже если вы не парируете и не пробираетесь между врагами. Мышь и клавиатура также работают достаточно хорошо, хотя это становится немного менее удобным по мере того, как вы открываете все больше движений, и вы, конечно же, лишаетесь этих прекрасных тактильных эффектов.
Бои с боссами были больным местом 2018 года, и Sony Santa Monica получила памятку, по крайней мере, в плане разнообразия. Не все они победители — некоторые сводятся к простым парированиям-атакам-парированиям по более крупным и пышным врагам. Но, по крайней мере, на протяжении основного сюжета вы получаете практически непрерывный поток новых встреч: Извивающиеся, брызжущие слюной крокодилы и буйные не-сатиры. Ужасные маленькие обезьяны-ящерицы, которые цепляются за уступы и кидаются ядовитыми пельменями, и ужасные настоящие обезьяны, которые лечат своих союзников. Правда, в итоге мне захотелось, чтобы дизайн столкновений был менее ориентирован на хаос на тарелках и более на прямые поединки, но вы найдете много такого в дополнительных боссах игры.
Исследование и побочные квесты выполнены в стиле metroidvania-lite, в которой вам придется возвращаться в прошлые области с новыми способностями, чтобы получить дополнительные предметы, а большинство головоломок находятся в оптимальном положении: они занимают достаточно времени, чтобы дать передышку, но при этом не замедляют процесс. Новинкой в этой версии для ПК стал тумблер в меню, позволяющий затыкать рот нетерпеливым спутникам пробкой, чтобы они не напоминали вам, что ваш мифический морозный топор может замораживать предметы, и другие подобные подсказки к головоломкам. Кроме того, тот, кто разработал систему вознаграждения за добычу, — какой-то гнусный волшебник-героин. Вам захочется открыть каждый сундук и исследовать каждый боковой путь, а огромные необязательные зоны предлагают всех массивных медуз, которых вы только захотите освободить из вечного плена.
В первом часу игры умирает волк, которого вы никогда не встречали, и — возможно, вы почувствуете здесь какую-то тему — задушевная музыка Беара Маккрири пытается сказать вам, что это самая трагическая вещь, которую вы видели за всю свою жизнь. С этого, более или менее, начинается история Атреуса. Она развивается параллельно с Кратосом, и можно утверждать, что она является основным фокусом Ragnarok. Естественно, большую часть игры вы будете играть за Атрея. Он более подвижен, чем его папаша; он изгой по сравнению с громоздким варваром Кратосом. Он вполне убедителен в роли мифически искусного лучника, но большинство его противников ощущаются слабее, поэтому многие встречи вызывают чувство разочарования, как ожидание чиха, который так и не наступил.
С ним не так уж и неприятно проводить время, хотя как Форспокен получил такое дерьмо за свои диалоги, а Атреус нет — ума не приложу. Тем не менее, несколько лучших сцен в игре происходят именно с ним. Железный лес, которому позволили дышать отдельно от багажа серии, выделяется как прекрасно реализованный сказочный лес, а сцены, которые Атреус проводит там со сверстницей Ангрбодой, запомнились мне как пример того, как Ragnarok заставляет свою в остальном тонально странную диснеевскость работать на него; все очарование и широкоглазое удивление. Замечательна и тема Атреуса, который почти случайно исполняет свою роль бога-трикстера Локи.
Если вам надоест собирать фрукты в Железном лесу, всегда есть Вальгалла — гораздо более удачная игра, за которую я бы с радостью заплатил 15 фунтов и на этом закончил. Это отчасти чистая roguelike — комнаты с врагами, сундуки с улучшениями, валюта прогрессии — отчасти эпилог. Это более целенаправленная и эмоционально удовлетворительная арка для Кратоса, чем основная история, хотя и немного слишком аккуратная в своем сантиментальном пересказе греческой истории Кратоса. Кратос заканчивает Вальгаллу более или менее искупленным и довольным, любимцем жен и детей, свободным от любого багажа, который мог бы омрачить его светлое будущее в качестве культового протагониста Sony для первой партии, которого вы бы привели домой, чтобы познакомить с семьей.
«Смерть может получить меня, когда заработает!» — хвастается Кратос, несмотря на то, что через час после начала игры его убил пьяный Тор, а затем вернул к жизни только потому, что Тор захотел еще раз подраться. Но это и есть история Ragnarok: эффектное бахвальство. Звучит круто. Но пустовато. Трещины на его фасаде заметны, потому что в остальном это невероятно яркая работа, и жизнь, вдохнутая в нее аниматорами, художниками и актерами, достаточно сильна, чтобы пережить некоторые глубоко странные сценарии и тональные решения. Я уверен, что о путешествии Кратоса от разрушителя к примирителю можно рассказать замечательную историю — проблески мифологических чудес, которым позволено существовать в его присутствии, не превращаясь при этом в пасту, просто потрясают — просто в этом фильме как будто пропущено несколько шагов.
Эта рецензия основана на релизной сборке игры.