Я абсолютно уверен, что Final Fantasy 16 — не самая длинная Final Fantasy, в которую я когда-либо играл, но по целому ряду причин мне так кажется. Главная из них заключается в том, что многие квесты в ней существуют для того, чтобы создать расстояние между местами и сюжетными поворотами. Это переписанные поручения, например, принести людям обед, принести травы или разнести письма — выхолощенные, MMO-шные задания, впихнутые в умеренно приятную экшен-RPG ради постепенного построения мира и масштаба.
Даже самые захватывающие разновидности проходят по одной и той же формуле: красочная, но в общем-то ненужная болтовня; поход по живописному, но не слишком интригующему участку карты, который вы наверняка уже частично видели; схватка с несколькими монстрами, которых вы наверняка уже били дюжину раз. Ближе к концу есть несколько достойных сайдквестов, посвященных основным компаньонам, перед тем как вы отправитесь в последний поход на Большого Злодея. Большинство квестов также необязательны, если вы не против пропустить награду за повышение уровня. Но у вас нет возможности узнать, какие из них стоит пропустить, и, если уж быть совсем неромантичным, у вас нет возможности пропустить соответствующий процент от запрашиваемой цены. И, пожалуй, самое ужасное, что в игре нет ни одной мини-игры — ни разрушающей жизнь карточной игры, ни сноубордической секции, ни странного экскурса в животноводство — чтобы утешить вас, когда вся эта занятость станет слишком утомительной.
Еще одна причина, по которой Final Fantasy 16 кажется длиннее многих других, заключается в том, что практически всю игру вы проведете на месте одного персонажа — опального и отверженного дворянина Бена Старра Клайва Росфельда. По правде говоря, Клайв — не самая лучшая компания. Он — оскаленный комок вины и горя, который постепенно оттаивает и учится жить заново, как и положено оскаленным комочкам вины и горя в сюжетах видеоигр. Поначалу он показался мне глубоко несимпатичным, но я был удивлен тем, насколько сильно я к нему привязался спустя 50 часов, и это не просто стокгольмский синдром: Клайв правдоподобно взрослеет, заводит или восстанавливает связи, нащупывает цель и даже добивается вокальных данных, выходящих за рамки «страдальческого рыка». Тем не менее, я бы не выбрал провести 50 часов, наблюдая, как он учится не быть таким массивным ворчуном, и я не могу сказать, что остальные актеры произвели на меня неизгладимое впечатление.
В FF16 есть несколько очень харизматичных персонажей. В ранней игре есть Сид Ральфа Иннесона, ужасно сексуальный Лойнер, весь в блеске, урчании и клинышке голой груди, который служит наставником Клайва. Позже появляется Дион Стюарта Кларка, первый открытый гей-персонаж Final Fantasy и меланхоличный идеальный принц, который сам оказывается вовлечен в токсичные семейные отношения. Однако, оглядываясь назад, я чувствую, что даже Сид и Дион — это лишь поверхностное мерцание: я помню их в основном как коллекции одежды, поз и акцентов, которые, по сути, являются реквизитом для мучительного путешествия Клайва к самопознанию. И на каждого солидного актера второго плана в FF16 приходится куча бумажных тигров. Особенно плохо обстоят дела с женщинами — они представляют собой довольно лысый набор сексистских карикатур в сюжете, который слишком сильно вдохновлен «Игрой престолов». Возлюбленная детства Клайва Джилл, сыгранная Сюзанной Филдинг, — вечно увядающая дурочка. Нина Индис в роли Бенедикты, приспешницы зловещего отдаленного королевства, — развязная соблазнительница. Мать Клайва, Анабелла, в исполнении Кристины Коул — гадючья карга.
Фокус на Клайве не только из-за желания рассказать более простую историю героя, чем старые партийные махинации. Пожалуй, самый умный изыск Final Fantasy 16 заключается в том, что в ней происходит последовательная деконструкция центрального положения Клайва. Прежде чем мы перейдем к этому, я, пожалуй, должен рассказать о сеттинге. Действие FF16 разворачивается в Валистее, высокофантастическом мире королевств, которые борются за контроль над различными сверхъестественными сущностями или ресурсами. Есть Матеркристаллы, сверкающие горы маны, чьи осколки являются источником большей части магии Валистеи. Есть Носители, презираемый подкласс порабощенных людей, которые могут владеть магией без использования кристаллов. А еще есть Эйконы — богоподобные существа, созданные на основе призывателей из Final Fantasy, и столь желанные человеческие Доминанты, способные направлять их силу.
Как мироздание, Валистея вполне хороша. Здесь есть несколько блестящих замков, несколько правдоподобно беспорядочных базаров и несколько приятных обволакивающих подземных склепов, созданных обязательной суперпродвинутой расой старейшин. Его ограничение — отчасти однородность, в нескольких смыслах. С одной стороны, это куча разветвленных коридоров и арен, которые могут казаться, если не выглядеть, взаимозаменяемыми. С другой стороны, население заметно белое, а озвучивает его преимущественно англоязычный британский актер, но многие районы черпают вдохновение из Северной Африки и Ближнего Востока, что делает Валистею похожей на какую-то колонию экспатов или, что еще хуже, на часть уместного косплея. Эстетика средневекового фэнтези иногда выглядит суховато на фоне более богатых цветовых палитр и географии старых пошаговых игр, а некоторые социальные структуры просто не слишком убедительны: в «Носителях» рабство представлено в ветхом виде, и кажется, что оно основано в основном на представлениях о подобных вещах в других видеоиграх.
Смотреть на YouTube
Помимо постоянных войн за макгаффины, королевству угрожает загадочный случай смерти в местах обитания — Blight, который, похоже, связан с магией королевства. В начале игры мотивацией Клайва является поиск тех, кто организовал гибель его семьи, в том числе странного доминанта-изгоя, способного обращаться в демонического Ифрита. Но со временем он втягивается в роль спасителя мира, отправляясь с базы в центре карты мира, чтобы уничтожить различных антагонистов и выяснить происхождение Blight. Во второй трети игры вражда за земли и ресурсы переходит в метафизическое противостояние с кукловодами в тени.
Определяющим свойством Клайва как игрового персонажа и как произведения повествования является то, что он может поглощать силы Доминантов, с которыми дружит или которых побеждает; после того как его свергают или убеждают, они наделяют его набором разблокируемых атак, приемов уклонения и суперспособностей. Это может показаться пощечиной традиционному партийному формату Final Fantasy: все величайшие вспомогательные персонажи FF16 в конечном итоге существуют как топливо для апгрейда угрюмого химбо Клайва, чтобы он мог колдовать даркворды и делать воздушные жонглирования. Неудивительно, что они кажутся такими поверхностными. И в этом, в общем-то, весь смысл.
Способность Клайва доминировать над доминантами и концентрировать всю власть Валистеи в себе — это не просто обычная беговая дорожка для повышения статуса босса, а подсюжет со зловещим измерением. Узнавать, к чему это приведет, очень весело. Но это также требует гигантской преамбулы, и даже как приверженец Squaresoft4ever, хорошо привыкший к финальным предвестиям, я не думаю, что это стоит того, чтобы так напрягаться.
Я бы сказал, что и боевка тоже, хотя она и хороша. FF16 — это что-то вроде Devil May Cry с в миллион раз большим количеством сцен. Бои происходят в том же мире, что и исследование, и вы выполняете комбо и специальные приемы с таймаутом, чтобы нанести урон и, в конце концов, ошеломить врага, что (как и в FF13) открывает окно, в котором ваши атаки бьют сильнее, а они не сопротивляются.
Разблокируемые комплекты Eikon постепенно наращивают этот фундамент. Вы можете экипировать и переключаться между тремя из них одновременно в режиме реального времени, и они соответствуют определенным игровым стилям: Например, Гаруда — это скорость и жонглирование, а фирменный прием Бахумута — заряжающий AOE-обстрел молниями, который требует от вас избегать урона. После того как вы соберете достаточное количество эйконов, вам предстоит изрядно поразмыслить над теорией. Управление интуитивно понятно, а анимации и эффекты настолько причудливы, насколько можно ожидать от номерной FF (хотя и с нестабильной производительностью), но, опять же, все это слишком тонко размазано. Вы будете сражаться с большим количеством врагов, которые существуют для того, чтобы создавать трудности, а когда квесты затягиваются, возникает соблазн использовать механику стаггеров, а не играть с имеющимися в вашем распоряжении опциями.
Если стычки надоедают, то коронные бои с боссами дают некоторую передышку. Большинство из них начинаются как обычные сражения, в которых участники полностью перевоплощаются в эйконов с различными наборами движений. Затем они перерастают в абсолютно беззастенчивые, полные QTE кинематографические действия, которые гордо стоят в одном ряду с дикими вызовами из пошаговых игр. Лучшие из них вплетают в себя механики из других жанров, таких как bullet hell и on-rails shooting. Можно возразить, что эти кульминации тем более впечатляющи, что в игре есть квесты на доставку обеда, но я считаю, что Square Enix не стоит так уж легко расслабляться. В более короткой и сфокусированной RPG, которая не так неуверенно оценивает свои силы и не так зациклена на масштабах, эти боссы действительно запели бы.
Тем не менее, я не уверен, что даже значительное сокращение продолжительности игры сделало бы основы FF16 существенными. Использование одного протагониста и конкретный выбор Клайва в качестве фронтмена — это стеклянный потолок, за который игра не может выйти, хотя, по крайней мере, использует его как зеркало.
Это роскошно сделанная и временами захватывающая эпопея, определенно игра, которой вы будете наслаждаться больше, если, в отличие от среднего рецензента, вы можете позволить себе не торопиться. Но в ней нет того сумасбродства и звездности, что есть у ее самых явных конкурентов — ремейков Final Fantasy 7. Ее главные герои были бы второстепенными персонажами в Мидгаре, заполняющими толпу в «Седьмом небе». Джилл — дама у музыкального автомата, старающаяся, чтобы ее не приняли за швабру. Сид — очаровательное присутствие за барной стойкой, но сегодня он рано уходит на работу. А Клайв? Клайв — тот унылый завсегдатай, который вроде как пользуется успехом у дам, но упорно твердит всем о его домашних ссорах и о том, кто просто не хочет уходить.