Грэм спросил меня, выяснил ли я, что за метафора в Metaphor: ReFantazio, и я ответил: «Я не знаю, хаха», или что-то в этом роде. Поразмыслив, я решил, что метафор две: 1) Игра очень похожа на Persona. 2) Ее сюжет — это как комментарий к нашему обществу… или что-то в этом роде.
Если отбросить метафоры, то игра представляет собой гигантскую фэнтезийную RPG, которая технически лучше Persona 5 во многих отношениях. Структурно она кажется менее повторяющейся. В ней больше анимированных сцен, которые поднимают ключевые сюжетные моменты. Вы можете отмахиваться от слабых врагов в бою в реальном времени, а не сталкиваться с ними в утомительных пошаговых танго. И в целом, я считаю, что это лучшая игра Persona или Persona-like Atlus — она действительно великолепна. Но какая-то часть меня чувствует, что ей не хватает чего-то , что оставит ее в памяти меньше, чем Persona 5, после закрытия ее последней главы.
В Metaphor вы играете за анимешного паренька, чьи главные диалоги почти всегда милы и не оскорбительны. Однако вы — эльда, редкая раса, на которую массы смотрят свысока, причем массы — это еще и солянка других рас: те, у кого есть кошачьи уши, или бараньи рога, или крылья, или клетки на голове. Вам быстро вбивают в голову, через неприкрытые разговоры между зазнавшимися горожанами («Что здесь делает Эльда?!») или сцены преследования (повешение мальчика с кошачьими ушами), что мир ужасен и несправедлив.
И сама вселенная в смятении, поскольку ее принц и наследник престола был проклят. Проклят его старший брат Луи, который, как выяснилось, убил и его отца, последнего короля. Короче говоря, начинается борьба за власть, так как выясняется, что у мертвого короля был установлен перк Call Of Duty’s Last Stand. Это означает, что его смерть инициирует магический гамбит, в результате которого начинается последнее состязание за трон. Претендент, который победит общественность в течение трех испытаний, станет следующим королем. Вы, парень из Эльды, должны принять участие в конкурсе. Естественно, с претензией на победу, но также для того, чтобы спасти принца от проклятия его брата.
Если вы любитель аниме, вам понравится серьезность «Метафоры» и ее всеобъемлющий урок: Расизм — это плохо! Будьте добры друг к другу! Демократия рулит! Если же вы из тех, кто не приемлет явного посыла, вы будете постоянно морщить нос, как человек, попавший в ловушку, где его заставляют регулярно стричь волосы в носу. Но я скажу, что сюжет, хотя иногда и предсказуем, но в нем достаточно поворотов и чувства открытия, чтобы не дать ему стать плоским.
Как и в играх серии Persona, ваша политическая кампания подчиняется срокам. Например, вы должны победить это Большое Важное Подземелье до 16-го числа, поэтому каждый день вы используете для повышения своей силы. Вы можете провести время с приятелем, чтобы укрепить связь (подробнее об этом чуть позже), потратив на это утро. Затем вы можете провести ночь, слушая болтовню дедушки о том, как он столкнулся с феями, повышая свой показатель Воображения (одна из нескольких добродетелей, открывающих особые/редкие варианты диалога, как в Persona). Чувствуете себя готовым к бою? Тогда вы можете проходить подземелье по частям, возвращаясь к нему в течение нескольких дней, чтобы отдохнуть и восстановить силы. Если вы справитесь с ним до истечения срока, то все будет в порядке.
Но если в Persona ритм игры кажется жестким, а основные сюжетные подземелья зажаты между долгими периодами отдыха с бандой или шлифовки многоэтажных мементов, то в Metaphor все происходит более естественно. Да, вы все еще связаны сроками, но вашей королевской кампанией управляет ваш Gauntlet Runner. Или, точнее, спускает на воду, поскольку это корабль с ногами. Да, у него великолепные бедра, и да, у него прекрасный интерьер, который служит вам базой. В отличие от Persona, где было кафе Leblanc, Metaphor перемещает вашу штаб-квартиру — телепортация позволяет мгновенно перемещаться между городами — между крупными городами в зависимости от сюжетной ситуации.
Вы можете зависнуть в портовом городе Брайлхейвен, где клубящиеся океанские шары парят над Колизеем и близлежащими солеными улицами. Есть и Гранд-Трейд, блестящая столица, или Мартира, ее недоедающие жители, пораженные смертельной тайной. В каждом из них есть обычные, пусть и статичные, магазины: оружейный, оружейный, тех, кто повышает вашу храбрость или что-то еще.
Но это дополнительный слой, который, возможно, является самым важным для придания Метафоре индивидуальности. И это ваша возможность в промежутках между основными сроками взять Gauntlet Runner и прокатиться на нем (игра очень наглядно показывает, когда вы должны это сделать). Нет, вы не можете свободно ездить на нем и размахивать задницей, как будто вы дрифтуете по Сан-Андреасу, обгоняя импов с метательными ножами. Зато вы можете выполнять задания в городе, а затем посещать Центр найма. В первом случае вы получаете задания на поиск предметов («Я потерял кубок своей жены, лол»), а во втором — на вознаграждение («Иди и убей червяка в пустыне»). Эти места отмечаются на вашей карте восхитительным карандашным шумом, а маршруты между ними указывают на места стоянок и даже соперников Gauntlet Runners.
Удобно, что во многих квестах нужно собирать вещи в городах, которые находятся на пути к подземельям, являющимся естественными конечными точками. Все, что вам нужно сделать, — это выбрать нужный маршрут, учесть, сколько дней займет путешествие, и нажать кнопку «Вперед».
Именно эти экскурсии и составляют основную часть ваших приключений, ведь вы должны выкроить время для покорения этих подземелий. А пока вы путешествуете между ними, у вас будут дополнительные возможности поболтать с друзьями, понежиться в джакузи, приготовить еду и иногда сразиться с захватчиками. Все это, опять же, придает игре больше динамизма и приключений, чем Persona.
Метафора», однако, сохранила одну ключевую вещь от своей предшественницы — каждый главный герой пробуждает свой магический архетип: класс, позволяющий творить заклинания, которые расходуют MP, в отличие от ударов мечом или булавой, которые ничего не расходуют. Как типичный анимешник, вы сначала пробуждаетесь в Искателе — гибридном бойце-мечнике, который может использовать магию и в основном существует как некий сосуд для наследования навыков других классов. Ваш главный сквиб Строл пробуждается в Воине. Рыжеволосый обжора Хюлькенберг — рыцарь. Подружитесь с персонажами, которые выглядят совершенно иначе, чем все остальные гражданские в игре, и вы откроете новые классы (Brawler — один из самых ранних и, на мой взгляд, один из лучших). Развивайте эти связи, и вы откроете для них преимущества, такие как дополнительные навыки и слоты, или даже преимущества вне боя, например, более высокую награду за награду.
В чем «Метафора» отличается от «Персоны», так это в культивировании архетипов. В Persona вы собираете и смешиваете демонов, развивая их и передавая способности по кровным линиям. В Metaphor вы культивируете архетипы, создавая связи со своими друзьями, которые открывают их лучшие версии. Но чтобы открыть их для использования, вам нужно соответствовать их требованиям. Например, первый продвинутый класс Хюлькенберг — если вы пройдете ее по пути рыцаря — это Волшебный рыцарь. Чтобы использовать его, вам нужно заработать достаточно MAG (валюта, которая начисляется после битв, за выбор подходящих вариантов диалога и другие вещи), чтобы купить его, а также повысить уровень класса Mage до 10.
Чтобы получить уровень, вы будете проводить много свободного времени в подземельях. Многие из них намного лучше, чем в Persona, так как в них были произведены значительные обновления качества жизни, включая более удобные точки сохранения и врагов, которые не возрождаются, когда вы отдыхаете. В них также больше разнообразия, например, вам придется сражаться во внутренностях существ, пока таймер тикает, а скользкие враги-рыбы отнимают у вас драгоценные секунды. Некоторые подземелья представляют собой миссии «Проникновение», где вам нужно победить врагов за определенное количество ходов. В других — стелс-миссии, в которых вы уничтожаете охранников в стиле Metal Gear.
Тем не менее, прохождение этих подземелий показывает, что многие недостатки Persona остаются. Некоторые подземелья — это просто раздражающие коридоры-лабиринты с множеством одинаковых этажей. Ограничение поворотов, конечно, добавляет остроты и стратегии, но также делает RNG колоссальным фаном, когда вы пропускаете последнее заклинание, которое могло бы их убить.
И да, даже ваша новая способность сражаться в реальном времени — это немного «кобыла». Ваша фея-компаньонка Галлика может сканировать окружение, определяя уровень врагов. Если они на один уровень ниже вас, их можно убить, не вступая в пошаговый бой — восхитительно! Но если вы примерно одного уровня с большинством мобов — а так будет в 90 % случаев — то вы их оглушите и не сможете добить, не вступая в пошаговый бой. Если вас ударят, ваш враг начнет пошаговый бой с преимуществом. В итоге обрезки в реальном времени не спасут вас от однотипных боев, если только вы не сильно превысили уровень, например, когда вы выполняете побочный квест, полученный несколько часов назад.
Положительным моментом является то, что система архетипов дает вашей партии много свободы, так как вы можете легко переключаться между ними и экспериментировать с различными составами. Но с другой стороны, вам постоянно приходится следить за тем, чтобы один или два архетипа, которые хорошо работают в конкретном подземелье, были или будут соответствовать требованиям. Это стало возможным благодаря информаторам, которые могут сообщить вам о слабых местах баунти еще до того, как вы за них возьметесь. Вместо того чтобы на лету переключаться между несколькими архетипами, вы переходите от одного к другому, выбирая наиболее подходящие для конкретного задания, иногда часами используя одни и те же два заклинания. Вы можете представить себя призрачной Симоной Байлз, делающей сальто назад, но метафора дает вам скорее иллюзию большей гибкости, чем ее воплощение.
Это не значит, что мне не нравится гоняться за новыми архетипами и сражаться с монстрами, просто я считаю, что боевая направленность Metaphor может как раздражать, так и радовать. Новичкам и фанатам Persona, которые хотят большего разнообразия, я думаю, она подойдет. Для настоящих любителей стратегий? Не думаю, что она дает достаточно свободы. Для меня же она вполне довольна.
Что касается других вопросов, я не думаю, что у «Метафоры» есть… The Juice.
Что я имею в виду под этим отвратительным словом, которое я добавил в свой лексикон? Что такое Сок? Дело в том, что твои приятели, Штроль, Хюлькенберг и Галлика (и другие, которых я не буду называть) — все они милые и прекрасные, но очень серьезные. Я хочу больше дурачков, чудаков и милашек. Persona обладает джазовой атмосферой и небанальной подачей, в то время как Metaphor больше склоняется к знакомому саундтреку в стиле Fire Emblem — струнным и плавным. Это прекрасно, не поймите меня неправильно! Но Persona — это стремление: она предлагает фантазию о двойной жизни через виртуальных школьных друзей, о том, как эти жизни переплетаются в уютном кафе или на улицах Японии. Беседы и истории в Metaphor в целом короче, и хотя в некоторых аспектах они все еще сопоставимы, в других я чувствовал себя немного оторванным от реальности, учитывая масштабность мира, который я не мог полностью постичь.
Несмотря на мое нытье в конце, я искренне считаю, что Metaphor — очень хорошая ролевая игра и грандиозное приключение, которое стоит пройти. Она хороша и в подаче, и в повествовании, и особенно в бою. Каждый, независимо от того, являетесь ли вы богом стратегии или любителем истории, получит хороший кусок и того, и другого, возможно, подстегнув интерес к той стороне, которую вы не исследовали раньше. И это лучше игра , чем Persona, особенно Persona 5. Но я думаю, что в ней больше внимания уделяется бою и меньше — персонажам, что делает ее скорее вещью, которую вы положите и скажете: «Это было действительно здорово», а не: «Я хочу существовать здесь вечно со своими друзьями».
Эта статья основана на обзорной сборке игры, предоставленной издателем.