Когда вы играете в новую Soulslike, вам приходится переводить, пока вы разбираетесь в языке игры. Как называются материалы для апгрейда? Как называется эквивалент яда? Как называются очки опыта и контрольные точки, хотя вы все равно собираетесь называть их душами и кострами? Я делал это много-много раз, но в этот раз произошел неожиданный поворот, который заставил бы пресловутого расиста Г. П. Лавкрафта ворочаться в могиле. Энотрия: The Last Song» на самом деле просто итальянский язык, похожий на язык душ.
Я указываю на это не только потому, что есть что-то забавное в том, что итальянский разработчик делает игру на итальянском и переводит только часть ее, но и потому, что худшая черта Enotria — это то, что она запутывает свои интересные системы, не объясняя их. Или объясняет их один раз, в самом начале, когда вы все еще пытаетесь разобраться с основами, и ожидает, что вы запомните их на всю игру. И это несмотря на то, что в игре есть обширный компендиум с обучающим разделом, потому что он записывает всего полдюжины самых основных бит информации, прежде чем сдаться. Хотите узнать предысторию каждого типа врагов в игре? Нет проблем! Нужно узнать, что именно делает эффект статуса Gratia? Не повезло!
Очень жаль, потому что Enotria есть что порекомендовать. Она по-настоящему великолепна, а сеттинг вдохновляет, опираясь на различные итальянские культурные достопримечательности, от Древнего Рима до каналов Венеции. Окружение сразу же выделяет игру из большинства собратьев по жанру, отказываясь от мрачного и унылого в пользу яркого и веселого. Начальная зона Квинта превращается из пышных, золотистых пшеничных полей в город, охваченный вечным карнавалом, а в других местах мы видим выбеленные солнцем средиземноморские скалы и парящие римские колонны. Даже более тенистые зоны по-своему красочны, а ночной городской пейзаж Литумнии выполнен в более темных тонах, которые, тем не менее, насыщенны и вызывающи.
Жители Энотрии, в подавляющем большинстве гуманоиды, заперты в своих масках с помощью огромного заклинания, призванного создать идеальный мир, но вместо этого вызывающего застой и безумие. Помимо того, что маски — это обычная причина, по которой все бродят вокруг и ждут, когда вы придете и всадите в них несколько футов стали, они также являются частью системы кастомизации и улучшения персонажей.
Главный герой — без маски, у него нет собственной роли, но он может взять на себя любую роль, надев маски побежденных (боссы обычно сбрасывают маски целиком, а обычные враги — осколки, которые вы можете добыть, если захотите). Маски дают различные эффекты, например, усиливают определенные типы атак или дают дополнительные предметы для лечения. Кроме того, в игре есть обширное древо навыков, десятки заклинаний и оружия, а также статы, которые повышаются типичным образом — по одному очку за уровень.
Из всех Soulsborn’ов от From Software получившаяся боевка наиболее близка к Bloodborne (вставьте обязательный комментарий «когда будет PC-версия?»). Разнообразные виды оружия (маленькие и большие молоты, мечи четырех степеней огромности, а также шестоперы) не сильно меняют бой, а поскольку заклинаниям требуется зарядка, даже самому робкому магу придется иногда ввязываться в бой. Варианты защиты — уклонение и парирование. Относительно небольшая дистанция уклонения в сочетании с тем фактом, что вы можете парировать абсолютно все (мечи, собаки, пушечные ядра, огромные валуны, брошенные в вас гигантами), означает, что парирование часто является лучшим вариантом.
Когда появляются навыки, становится интересно. Есть четыре дерева, которые примерно соответствуют прямому рукопашному бою, заклинаниям, разбойничьим штучкам и элементальным штучкам. Навыки можно получить довольно быстро, и к концу игры у меня было открыто, наверное, больше половины из них, но одновременно в слоте может быть только шесть. В сочетании с дополняющими друг друга масками они позволяют настроить ваш игровой стиль гораздо сильнее, чем простой выбор оружия.
Я выбрал для себя что-то вроде мага меча, усилив оружие элементальными зачарованиями и выбрав вспомогательные умения, которые увеличивали мою силу, когда срабатывало одно из моих зачарований или когда на врага накладывался статусный эффект. Это оказалось правильным решением, так как приходилось постоянно подстраивать свою экипировку, чтобы лучше справляться с врагами в той или иной области, или подбирать оптимальный вариант для победы над боссом. К счастью, вы можете одновременно использовать три разных варианта загрузки и переключаться между ними на лету.
Статус-эффекты Энотрии заслуживают внимания благодаря элегантной реализации, которая добавляет стратегический уровень, выходящий за рамки типичных взаимодействий стихий «вода побеждает огонь». В игре всего четыре элемента, каждый из которых имеет соответствующий статус, оказывающий как положительный, так и отрицательный эффект. Vis, который, насколько я могу судить, является сверхъестественным опьянением, увеличивает ваш урон и скорость перезарядки выносливости, но снижает защиту. Gratia, с другой стороны, дает исцеление с течением времени, но стоит накопить ее слишком много, и она взорвется, отрывая большой кусок здоровья.
К сожалению, кажется, что эти системы очень легко обойти. Выбирайте билд, который полагается на физический или ванильный магический урон вместо элементальных типов, и вы сможете пройти большую часть игры с одним оружием и снаряжением, не имея никаких причин для развития. Несмотря на то, что основная боевая часть игры прочная, не считая периодически возникающих проблем с камерой, ей не хватает глубины и разнообразия, и я понимаю, как такой стиль игры может быстро стать повторяющимся.
Тем не менее, более простая сборка позволит не сталкиваться с вышеупомянутыми плохими объяснениями Энотрии. Заклинания, или «линии», заряжаются с разной скоростью. Здесь нет эквивалента маны, вы просто бьете врагов, пока одно из заклинаний в ваших четырех слотах не накопит достаточно сока для применения. В описании каждого заклинания указано, как быстро оно заряжается, но на итальянском языке (я не шутил, что это полезно! Я справился с этим благодаря полузабытым урокам музыки в детстве, но если вы не знаете своего presto из вашего аллегро, вам не повезло.
Эта плохая связь распространяется и на другие области. После победы над большим боссом в конце каждой зоны вам вкратце показывают, куда идти дальше. Надеемся, вы узнаете местоположение и точное место, где оно находится, иначе вам придется потратить немало времени, бегая по локациям в поисках. Карты нет, что, в общем-то, не проблема, но когда вы пытаетесь найти определенную дверь, которая сейчас разблокирована, было бы очень полезно иметь какую-то ссылку.
Кроме того, игра довольно глючная. За 25 часов, которые мне потребовались для прохождения игры, я столкнулся с различными проблемами, включая застревание в разговорах с NPC и блокировку элементов управления, а также пару сбоев. Возникли проблемы с производительностью: периодические заикания и постоянные разрывы экрана, от которых я никак не мог избавиться. Хуже всего было то, что финальный босс просто замерз с одной попытки, что позволило мне просто избить его и полностью пропустить финальную фазу. Немного антиклиматично. Jyamma знает о многих проблемах и уже работает над их устранением, но мне кажется, что это немного неправильно — переносить дату выхода игры (она была перенесена, пока я работал над этой рецензией, так что часть моего времени ушла на работу с начальной сборкой), когда вы все еще устраняете проблемы.
Если отбросить эти проблемы, я отлично провел время в Enotria. После сотен часов, проведенных за масштабной игрой Elden Ring, особенно после DLC, было приятно поиграть в Souls-подобную игру с более скромной продолжительностью и подходом «от начала до конца». Необычная обстановка и красивое окружение с соответствующими ярлыками — все это доставляет удовольствие от приключения. Хотя вам придется активно вникать в хитросплетения предлагаемых систем, они умны, изобретательны, и я надеюсь, что некоторые из этих идей получат развитие в будущем. Enotria — это воплощение AA-игры, со всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами.
Эта рецензия основана на обзорной сборке игры.