Когда в школе я участвовал в соревнованиях по бегу на длинные дистанции, контроль дыхания имел первостепенное значение. Нас никогда этому не учили, заметьте. Это было искусство, которое ты приобретал на практике: как дышать перед гонкой, насыщая кровь кислородом, не вызывая при этом головокружения; когда разрешить более короткие экстренные вдохи, а когда применить ограничения; когда следует углубить вдох и подготовиться к атаке на холм.
И потом, как организовать свое тело вокруг ваше дыхание, выпрямление осанки, чтобы расширить легкие, не отклоняясь слишком далеко назад и не растрачивая мышечную силу; как дышать в такт шагу и движению плеч, чтобы усилить инерцию и сократить время финиша на минуту чудесного ощущения. Все это плюс различные дурацкие психологические военные гамбиты, которые я придумал сам. Когда я обгонял или меня обгоняли, я сжимал губы с этой стороны и дышал через другой угол рта, чтобы казалось, будто я вообще не запыхался.
Видеоигры редко требуют от нас думать о дыхании, и это имеет смысл, учитывая, что большинство из нас большую часть времени на самом деле не думают о дыхании. Есть несколько, в которых важным фактором является осознание легких вашего аватара — вы задерживаете дыхание, чтобы стабилизировать прицел в Call Of Duty, и чувствуете его отсутствие в ошеломляющих анимациях персонажа Souls, у которого закончилась выносливость. Но только в блестящем, шутовском, раздражающем и тревожном «Квесте маски» я играл в игру, которая деавтоматизирует дыхание и превращает его в механику, кнопку, которую вы должны сознательно нажимать и отпускать, чтобы наполнить воздухом мультяшную диаграмму груди вашего персонажа. Если вы этого не сделаете, вы погибнете за считанные секунды.
Это значительно усложняет игру, которая уже находится на краю Небесного космоса, прецизионный платформер, в котором столкновение с опасностью мгновенно убивает вас, игру, в которой вам предстоит управлять унылым потоком пуль, летящих в противоположных направлениях через множество дорожек или выжить в лабиринте лестниц, подвергаясь нападкам дрона. Теперь попробуйте сделать все это, не забывая о вдохе и выдохе. Недостаточно нажимать кнопку: под мультяшными легкими есть датчик углекислого газа, и если вы опустошите его нескоординированными, быстрыми вдохами, у вас начнется гипервентиляция. Вы должны поддерживать ритм своего дыхания, синхронизируя свои движения с движениями убийственных полицейских, которым, казалось бы, не нужно дышать, которые кажутся безжизненными и бесчеловечными в своей размеренности.
Как следует из названия, Mask Quest — это «политическая» игра, но не в том смысле, что она несет в себе мораль. Это скорее кропотливое исследование исторического момента, чем заявление. Маска, которую вы ищете, — это знакомый сине-белый респиратор времен Covid, а сам квест — это путешествие в разные части современного западного города в надежде найти магазин, в котором такой респиратор еще есть в наличии. Между испытаниями на платформе вы будете общаться с группами людей, размахивающих плакатами о жестоких ограничениях, связанных с пандемией, под защитой армий полиции.
Mask Quest не является аргументом против защиты себя от Covid, но как в предпосылке, так и в скудных граффити в туалетах он выражает огромное двойственное отношение к обеспечению социального дистанцирования: как его можно использовать в качестве предлога для срыва коллективной организации. и, прежде всего, как это пересекается с дискриминационной работой полиции.
Это исследование систематического расизма, которое, по-видимому, черпает вдохновение (первоначально это другое слово для обозначения «вдыхания») конкретных злодеяний. Я не буду приводить параллели, или, по крайней мере, не больше, чем я уже говорил, но ваш персонаж — Черный, все ваши враги — полицейские, и вся игра — это одна гигантская борьба за дыхание. Возможно, существуют и пересекающиеся исследования эйблизма в общественных местах, хотя я не хочу путать эйблизм с расизмом. Опять же, полицейские, кажется, не дышат. Требуя от вас делать это вручную, игра превращает дыхание в вашу инвалидность.
Mask Quest действительно учит ненавидеть полицейских. Один из самых гадких штрихов — текст, когда ты умираешь, в котором решительно обвиняется жертва — никогда не «полицейский застрелил тебя», а «тебя застрелили», никогда не «полицейский забил тебя до смерти», а «ты тронул полицейского». . Однако, несмотря на то, что он монстрирует старый законопроект, он также превращает их в игрушки, превращая их в реквизит платформерной игры с повторяющимся поведением, в который можно надежно играть при условии огромной концентрации и настойчивости.
Некоторые из них бросаются на вас с глупыми визгами — правильно рассчитайте время, и вы сможете прокрасться под их прыжками. Остальные стоят и монотонно стреляют в обе стороны. У некоторых есть защитные щиты, которые действуют как бамперы для пачинко, запуская вас по диагонали и т. д., позволяя добраться до мест, куда вы не можете прыгнуть. Некоторые бросают газовые гранаты, которые удерживают вас на месте, если вы попытаетесь вдохнуть. Самыми отвратительными из всех являются дроны, которые, как осы, возвращаются домой, даже когда вы находитесь вне поля зрения; их движения немного неуклюжи, что иногда позволяет вам заманить их в ловушки на местности, но также означает, что они способны удивить вас.
Ваше единственное средство дать отпор — это воздух в легких. Вы можете сбрасывать дроны на выдохе, что может дать вам секунду, чтобы добраться до безопасности, но вряд ли это надежная стратегия. Вы также можете дуть на паруса, чтобы приводить в движение лодки, в том числе лодки с экипажем из пуха. Самое обнадеживающее в игре — идея синхронизированного дыхания как формы сопротивления, надвигающейся бури, которая приводит в беспорядок органы подавления. Исследуя город, вы приобретете друзей, которых можно магическим образом вызвать, чтобы они раздражали статуи, разбивали их и таким образом выманивали разгневанных силовиков из ранее запертых мест.
Яростно пыхтеть по дронам и статуям выглядит, конечно, очень глупо. В целом, Mask Quest со своим юмором идет на очень тонкой грани. Это может быть забавно, когда вы падаете в воду, случайно вдыхаете воду и вам приходится все это выплевывать, когда доберетесь до земли. Это абсурд в стиле Чарли Чаплина — сгибаться пополам при кашле, прыгая сквозь слезоточивый газ, даже когда у вас утекают последние несколько процентных пунктов насыщенной кислородом крови. Написано смешно: протестующие кричат что-то вроде «нет ты». Но неряшливая комедия никогда не скрывает своего уродства. Это связано с несправедливостью. Ты — объект всех шуток.
Визуально игра кажется намеренно импровизированной, как Canabalt, пропущенной через Kid Pix, но анимация дыхания и сопровождающие ее вокализации, лично предоставленные соразработчиком undefdev, мощные. Ваш персонаж смотрит, как Кирби, когда вы удерживаете кнопку, и вы почти чувствуете, как восстанавливающий кислород свистит в его трубах.
Умный дизайн уровней игры так же обоюдоостр, как и юмор. Он изящно превращает в оружие и политизирует случайный садизм любой игры, которая определяет себя как серию целей и наказаний. Бывают моменты, обычно во время первых нескольких попыток прохождения уровня, когда вы поражаетесь изобретательности всего этого, тому, насколько умно и мстительно более знакомые концепции платформера сочетаются с ограничением дыхания. Более поздние уровни приятно абстрактны, почти полностью отбрасывая городской фон. Вы будете кататься на платформах, которые перемещаются со скоростью выстрела, заставляя вас перепрыгивать через пули, когда вы их догоняете. Вы будете использовать эти щиты для защиты от патинко, чтобы парить над газовыми облаками и втягивать в легкие небо. Было много моментов, когда я думал о Фесе, Брейде и других любимцах инди эпохи Xbox Live Arcade.
Это заставляет меня задуматься (опять же вспоминая о беге по пересеченной местности) о том, как механику дыхания можно включить во множество других игр. Или существуют ли какие-либо существующие механики или процедуры видеоигр, такие как исследование свободного пространства в шутере, которые можно было бы продуктивно пересмотреть как дыхание. Но я не уверен, что цель действительно состоит в том, чтобы добавить еще один инструмент в репертуар игрового дизайна.
Опять же, Mask Quest носит карательный характер: я умирал сотни раз, играя в него. Единственная кость, которую он вам бросает, — это чрезвычайно щедрые контрольно-пропускные пункты с быстрыми перезагрузками, и иногда это только усугубляет спирали неудач, когда вы бросаетесь на головоломки, которые измеряют победу в пикселях. Я уже много лет не ругался вслух и не злился так часто, и это кажется уместным для игры, которая так весело и ужасно систематизирует несправедливость. Возможно, лучшим результатом будет то, что вы перестанете пытаться развлечься и просто признаете, что то, о чем вас просят, крайне недоброжелательно.