Что-то не так. Я принес «Астон Вилле» невероятный титул победителя Лиги чемпионов, собрал завидную команду Ultimate Team и разработал расстановку, которая позволяет не допускать как минимум откровенного унижения в сетевых матчах… И все же мое сердце не разрывается от радости. Наверное, так чувствует себя Гвардиола, выходя на поле, чтобы отпраздновать свой ежегодный титул чемпиона с последней партией безжалостно эффективных, выращенных в лаборатории чудо-мальчиков, и давя в себе чувство, что этот матч не такой особенный, как первый.
Иными словами, EA Sports FC25 немного похожа на FC24. Который был очень похож на FIFA 21-23, имевшие много общего с теми FIFA, в которые наши древние предки играли у костра в своих первобытных племенных жилищах. В игре есть заметные дополнения — в частности, новые элементы управления тактикой и режим 5v5 Rush — и я рад, что они появились. Но как бы они ни способствовали созданию постоянно привлекательного набора для игры в мяч, они не могут избавить от ноющего чувства, что это больше не должно быть ежегодным релизом по полной цене.
Но есть и кое-что радостное: Производительность на ПК в этом году намного лучше. Чувствуется, что FC 25 потратила больше времени на то, чтобы уделить любовь и внимание своему ПК-порту, и в особенности это касается частоты кадров. В прошлой игре у меня были ужасные проблемы с частотой кадров и странные подтормаживания в середине матча, но на точно таких же характеристиках я наслаждался бесчисленными голами Олли Уоткинса и повторами слайд-атаки в PvP-матче, которые должны быть делом полиции, а не судьи, и все это при стабильных заблокированных 60fps.
Это, конечно, не повод покупать игру, но при первой же загрузке FC 25 вы познакомитесь с элементом, который как раз может им стать: Зинедин Зидан, приглашающий вас в свой кабинет, чтобы рассказать, что тактика — это важно.
Я недолго надеялся, что дорогостоящее камео Зизу может заявить о глубине игры уровня Football Manager, и что я смогу расставить Раумдаутеров и Сегундо Волантес по своему усмотрению. Неизбежно, тактическая глубина в FC25 не столь роскошна и навязчива, как в Sports Interactive, но она дает вам несколько новых элементов, с которыми можно повозиться.
В середине игры у вас есть возможность менять стиль игры несколькими нажатиями на D-pad, переходя от основанного на владении мячом стиля Tiki-Take к контратакам и так далее. Эти опции живут отдельно от стандартных стратегий защиты-стандарта-нападения, поэтому, когда вы долго возитесь с тактическими изменениями, а потом действительно добиваетесь достойного результата, победа кажется еще более сладкой, потому что вы чувствуете, что это сделал ваш большой мозг.
Конечно, в онлайновых матчах, где все просто выбирают одиннадцать самых быстрых игроков планеты и переступают через них, забивая один гол за другим, тактические нюансы, подобные этим, в значительной степени теряются. Но не FC 25 виновата в том, что mcfc_haaland420 не заинтересована в использовании добавленных ею систем.
Вне поля, в Ultimate Team и Manager Career, новая тактическая возня распространяется и на определение ролей игроков. Когда вы находите комбинацию ролей, подходящую как для вашей расстановки, так и для отдельных игроков, вы определенно испытываете самодовольную улыбку, а то, как это происходит на поле, логично и порой весьма впечатляюще.
В прошлом году в FC24 механика искусственного интеллекта «PlayStyles» наделяла игроков определенными наклонностями: Грилиш любит прорываться внутрь, Родри передерживает мяч, Хааланд финиширует, как ракета класса «земля-воздух», и т.д. и т.п. FC 25 формализует этот механизм, давая вам больше возможностей влиять на то, как и где срабатывают эти тенденции ИИ. Это все еще не сравнится со сложностью Football Manager и его ужасающими тепловыми картами, но это хорошо для того, чтобы дать вам что-то еще, с чем можно повозиться после того, как вы откроете девять миллиардов паков, необходимых для того, чтобы собрать достойный золотой состав в Ultimate Team.
И смотрите, это не то и не другое, но теперь вы можете вставить код пользовательской тактики и применить чужую продуманную тактическую установку к своей команде одним касанием. Это удобно и поможет вам выиграть больше матчей. Но это скорее подрывает всю затею, не так ли? Онлайновый мультиплеер в этой серии так же безжалостен, как спонсируемые Instagram (Запрещён в России)-посты конкурсантов реалити-шоу, а это значит, что сообщество довольно быстро придет к «мета-тактике», и все неизбежно будут использовать именно ее.
Давайте коснемся и режима Rush, ведь FC25 явно им гордится. Умилительно быстрые и простые матчи 5v5 в Rush встречаются во всех продолжительных режимах, в качестве тренировки в «Карьере» и как еще один способ заработать миллиард валют и постоянно пополняющиеся бары в Ultimate Team. Как ни странно, это противоположность тактически продуманному футболу, в который игра пытается заставить вас играть в других местах — просто четверо из вас набрасываются друг на друга с тяжелыми пасами, шныряют между линиями и пытаются создать ту единственную идеальную последовательность передач, которая разрушит защиту.
Вот что приятно: в режиме «пять на пять» вы гораздо лучше чувствуете разницу между игроками. В режиме «Карьера» вы знакомитесь с перспективными игроками в турнире Rush, тестируете их и думаете, как и где они могут вписаться в вашу первую команду. В Ultimate Team вы сможете почувствовать, насколько легок и шелковист Джамал Мусиала, насколько весом и динамичен Хааланд в своих забегах.
Я рад, что из Ultimate Team убрали контракты, которые, на мой вкус, были слишком перегружены меню, и казалось, что управление ресурсами обходится вам в копеечку. Эволюции игроков теперь немного больше, чтобы включить настраиваемые визуальные элементы в карты ваших любимых игроков, что… хорошо. Это порадует некоторых игроков. Гораздо полезнее возможность хранить до 100 неторгуемых карт игроков, чтобы позже использовать их для решения задач по созданию отряда. На самом деле это просто уборка. Быстрая чистка и полировка бесконечных меню UT. В целом впечатления остались прежними, если не считать эффектов от новых тактик и камеи режима Rush.
Больше всего в FC25 мне нравится не тактика, не раш-матч и даже не тот факт, что впервые на моей памяти игра работает на стабильных 60fps на ПК. Дело в том, что в игру играют медленнее.
Вы смотрите игру NBA 2K «ИИ против ИИ» и говорите себе: это похоже на баскетбол. Затем вы смотрите, как 22 инопланетянина бегут со скоростью 40 миль в час в современной FIFA/FC, и вспоминаете, что этот приятный, но абсурдный стиль постоянных контратак имеет очень мало сходства с тем, что происходит на футбольном поле.
В FC25 этот эффект ослаблен. Не настолько сильно, чтобы кто-то в отместку точил вилы или заклеивал клавишу caps lock, но достаточно, чтобы вы могли использовать что-то еще, кроме темпа, для построения атаки. Вы даже можете использовать одну из предлагаемых игрой тактических или кадровых замен (не всегда полезную, но предлагаемые замены — хороший способ обойти несколько меню), чтобы создать гол. Или терпеливо выстраивать игру, ожидая, пока полузащитник сделает нужный забег. Такие возможности были и раньше, но они значительно уступали по эффективности прорыву мимо ворот с постоянно удерживаемым правым курком. Теперь же кажется, что есть лишние четверть секунды, чтобы осмотреться и заметить возможность сделать что-то умное.
В этом смысле FC25 немного напоминает Серию А. И хотя я по-прежнему втайне негодую по поводу того, что отказ от лицензии FIFA, похоже, оставил EA без соответствующих прав на некоторые из лучших команд Серии А (честное слово, вы бы видели пародию «У нас дома AC Milan» вместо лицензированных команд), я рад сказать, что получил больше сырого, честного удовольствия от FC25, чем от любой из ее недавних предшественниц. Отчасти это связано с тем, что в этом году PC-версия получила необходимое количество любви, а отчасти с тем, что в этом году я чувствую в себе чуть больше возможностей для игры в другой стиль футбола. В глубине души я понимаю, что этот дюйм за дюймом прогресса не оправдывает 50 фунтов стерлингов на «новую» игру каждый год. Но я все равно играю в нее и наслаждаюсь ею, как старым любимым джемпером, у которого только что отремонтировали локти.